Competitive Intelligence — это процесс сбора, анализа и применения информации о конкурентах, их стратегиях, сильных и слабых сторонах, который проводится чтобы получить преимущество на рынке.
Другое название этого процесса — конкурентная разведка. Результатом является получение информации о текущей обстановке в отрасли, что в свою очередь дает возможность принимать обоснованные стратегические решения. Всегда важно уметь адаптировать полученные данные для своей компании и использовать их в своих интересах.

Как Competitive Intelligence используется в бизнесе
Конкурентная разведка, или Competitive Intelligence (CI), играет важную роль в современном бизнесе. Это процесс сбора, анализа и применения информации о конкурентах для принятия тактических, оперативных и стратегических решений.
Для эффективного использования Competitive Intelligence в бизнесе необходимо определить цели и задачи, выбрать правильные инструменты для сбора данных о конкурентах, провести анализ полученной информации и применить ее для разработки стратегий роста и улучшения конкурентоспособности компании.
Использование Competitive Intelligence позволяет компаниям быть в курсе изменений на рынке. Позволяет выявлять новые возможности для развития бизнеса и принимать обоснованные решения на основе данных о конкурентах. В результате это способствует укреплению позиций компании на рынке и повышению ее конкурентоспособности.

Методы конкурентной разведки играют важную роль в понимании стратегий конкурентов и выявлении своих сильных и слабых сторон. Цели конкурентной разведки включают в себя изучение рынка, анализ действий конкурентов, определение уникальных продуктовых преимуществ и выработку стратегии для удержания или увеличения доли на рынке.
Исследования конкурентной среды могут проводить компании различного масштаба. В основном серьезным анализом информации, полученной из различных источников занимается крупный бизнес. Это делается на этапе запуска нового предприятия, открытия нового магазина, начала продаж принципиально нового продукта. Чаще всего подобный анализ требуется при подготовке сделок по слиянию и поглощению бизнеса. Другая часто встречающаяся ситуация — вывод на рынок нового продукта, который может изменить соотношение занимаемых конкурентами долей рынка.
Средствами competitive intelligence может пользоваться и малый бизнес, но в этом случае предприниматель как правило проводит исследование самостоятельно, не привлекая крупные профильные компании.
Среди методов Competitive Intelligence:
- анализ открытых источников информации (сайтов компании, социальных сетей, тематических форумов, сайтов с отзывами клиентов)
- наблюдение за действиями конкурентов (выявление графика поставок, основных поставщиков и клиентов)
- проведение анонимных исследований рынка, сюда может включаться закупка товара под видом покупателя с целью анализа качества товара и сервиса
- использование технологий для мониторинга активности конкурентов (отслеживание цен и товарной линейки, например через регулярный парсинг интернет сайта)
- hr анализ: получение информации от ключевых сотрудников компании или их переманивание в свой бизнес
Все эти методы помогают компаниям быть в курсе изменений на рынке и принимать обоснованные стратегические решения.
В целом, подобные исследования бизнеса всегда требуют творческого подхода и применяемые на практике методы сильно зависят от отрасли, в которой работает компания [Виды экономической деятельности компаний] и множества переменных факторов.
Например, от рыночной ситуации, количества конкурентов и технологий, которые они используют в бизнесе, от сложившегося рынка, или формирующегося за счет появления нового тренда.
Периодичность анализа
Многие крупные компании проводят исследование конкурентной среды, наряду с маркетинговым исследованием, на регулярной основе. Многие рынки динамичны и быстрое обнаружение изменений является залогом своевременно принятых бизнес решений. Чем быстрее удается заменить изменение ситуации, тем выше вероятность коммерческого успеха.
Так, бизнес может заменить что появился спрос на какой-то товар, который конкуренты не предлагают. Запуск продаж этого товара гарантирует прибыль на этапе насыщения рынка.
Исследование конкурентной среды может выявить ослабевание позиций конкурентов: уход ключевых сотрудников, потерю выгодной локации. Такие признаки могут служить сигналом к действию. Проводящая или заказывающая исследование компания может принять какие-то бизнес решения, которые позволят занять частично или полностью долю рынка, которую занимает конкурент.
Необходимая периодичность проверок определяется в зависимости от рыночных условий. В состоянии стабильности исследования нужны реже, при активных изменениях чаще.
Крупный бизнес может себе позволить отдельных специалистов и даже отделы, специализирующиеся на вопросах конкурентной разведки. В малом бизнесе проверки обычно достаточно проводить раз в несколько месяцев, плюс каждый раз перед принятием решений о расширении, начале продаж нового продукта и в других подобных случаях.
Читайте также про этапы жизненного цикла продукта